Авангардизм — это движение художников XX в., которые стремились не просто к коренному обновлению художественной практики. Они решительно рвали с ее устоявшимися принципами и традициями. Для поиска новых и необычных содержаний, средств выражения и форм произведения, да и вообще взаимоотношения художников с жизнью.

В авангардизме отразились отчаяние и растерянность в следствии социальных катастроф. Что и породило поиски новых способов эстетического воздействия на реальную жизнь, приводившую, зачастую, к утопическим идеям.

Авангардисты считают, что искусство, есть волшебное средство для воздействия на социальное устройство общества.

Черты этого направления проявляются в школах и течениях модернизма, интенсивно развивавшегося в начале двадцатого века как в Европе, так и у нас на родине. Это и кубизм, и футуризм, сюрреализм, дадаизм и фовизм, а также абстракционизм с экспрессионизмом.

Основоположником абстракционизма является не кто иной, как В. Кандинский. Именно это имя связывают с зарождением этого направления. В его картинах усилена плоскостность, декоративность, фрагментарное изображение. Свои работы он писал крупными пятнами, ограничивая каждое темным контуром. Он стремился обрести способность свободного выражения чувств, чему мешала обычная привязанность к предмету. Наконец, придя к выводу что линии и цвет образующие различные фигуры, сами по себе рождают эмоции и создают настроение. Исходя из этого, Кандинский поставил перед собой задачу. Духовным взором проникнуть в глубину мироздания. И отказавшись от предметного изображения, разработал три типа абстрактных картин.
• импрессия (рождается от впечатления от «внешней природы»);
• импровизация (выражаются процессы внутреннего характера);
• композиция.

Искусство Кандинского трудно для восприятия. Из его работ наиболее известны эти.

В. Кандинский «Картина XVI. Большие ворота Киева»

«Прогулка» (1903), «Озеро» (1906), «На белом» (1910), «Черное пятно» (1912), «Сумеречное» (1914) и др.

Ещё одним представителем авангардизма является К.С. Малевич (1878-1935). Этот художник много экспериментировал. Создавая близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов («На сенокосе»). Практически беспредметными были его опыты в духе футуризма («Станция без остановки»).

К. Малевич, Портрет Матюшина

Казимир Малевич пытался разработать собственную систему абстрактного искусства, основанную на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Самое известное произведение художника – «Черный квадрат». Эта работа стала своего рода манифестом беспредметного искусства.

Среди ярких представителей литературного авангарда в бывшем Советском Союзе необходимо назвать Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Даниила Хармса. Этих литераторов отличал от других художников и поэтов особый, экстравагантный способ подачи поэтического и драматического материала. В «Словаре культуры 20 века» Вадим Руднев различает модерн и авангард. Он пишет о том, что модернисты, а это такие писатели, как Джойс, Пруст, Кафка, были способны «запереться в кабинете и писать в стол». В этом смысле модернисты – классические шизофреники и аутисты, люди, надеющиеся на то, что кто-то когда-то их прочтет и оценит.

Автопортрет с семью пальцами

Авангардисты же в этом случае не способны ждать от публики признания своего таланта. Они разрабатывают свою собственную, эксцентричную риторику, действующую непосредственно сейчас и немедля. В этом смысле они значительно «революционнее» модернистов.

Соглашаясь с данным принципом членения искусства на авангардизм и модернизм отметим, что в ряде случаев невозможно строго определить, кто есть кто.

Например, испанский режиссер Люис Бюнюэль соединяет в своем творчестве и в своей жизни как элементы авангарда, так и принципы модерна (и даже – постмодерна). Сальвадор Дали – классический авангардист, но в настоящее время репродукции его картин используют для оформления школьных тетрадей. Это указывает на включение авангарда в массовую и популярную культуру. Авангардными и постмодернистскими называют фильмы А.Тарковского, хотя по философской ориентации Тарковский – типичный модернист.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям